Я ИЩУ
Как снимался фильм "Притяжение" Фёдора Бандорчука
Для тех, кому кажется, что создать фильм - дело нехитрое.
Работа над проектом "Притяжение" началась весной 2013 года. Сначала была Идея. Творческой командой кинокомпании "Водород" был смонтирован атмосферный sizzle reel и написана сценарная заявка, в декабре 2013 состоялась встреча продюсеров кинокомпании "Водород" (Михаил Врубель и Александр Андрющенко) и продюсеров кинокомпании Art Pictures Studio (Фёдор Бондарчук и Дмитрий Рудовский), в ходе которой была достигнута договорённость о сотрудничестве. 1ая версия сценария появилась в декабре 2014, после чего продюсеры защищали проект на питчинге в Фонде Кино.
Далее были, as usual, второй, третий, пятый драфты сценария (Андрей Золотарёв и Олег Маловичко), а весной 2015 Фёдор Бондарчук дал своё решительное согласие на то, чтобы стать режиссёром "Притяжения". Запустился долгий и увлекательный этап препродакшена - кастинг, поиск локейшенов, всесторонняя подготовка, сами съёмки проходили с октября 2015 по апрель 2016. Команда "Стоп, снято" на съёмочной площадке означала вовсе не конец, а переход к этапу масштабного постпродакшена - с апреля по декабрь 2016, не покладая рук, над GCI-графикой трудились лучшие VFX-специалисты нашей страны, студия Main Road Post.
Музыку к "Притяжению" написал композитор Иван Бурляев, а заглавную песню "Closer" исполнила Паулина Андреева. И вот волнительный момент - фильм готов. И уже через 16 дней появится на больших экранах всех кинотеатров в стране. Вышесказанное - лишь очень краткий пересказ событий 3х-летней работы большой команды людей. Скоро придёт момент, когда все секреты будут рассекречены и мы расскажем вам больше.
26 января 2017-го на экраны выходит самая ожидаемая российская кинопремьера - фантастический блокбастер "Притяжение". В преддверии выхода фильма Федор Бондарчук рассказал HELLO! о том, зачем он спровоцировал прилет инопланетян в Москву, а также подвел личные итоги уходящего года. Представляем интервью с режиссером.
Фантастика по большому счету - самая что ни на есть реальность. Только сконцентрированная автором до такой степени, что наш привычный мир и связанные с ним рефлексии в один миг уничтожаются вновь открывшимися обстоятельствами. И человек остается один на один с собой в единственной точке выбора. Только ему решать, без всякой подсказки и помощи, где добро, а где зло, что такое любовь и вообще - как остаться человеком. Или не остаться? Такое тоже бывает.
Федор Бондарчук поставил вопрос радикально - он опустил на российскую столицу летающую тарелку. Удар пришелся по Северному Чертаново, и выглядит это так натурально, что хоть сейчас в экстренную сводку теленовостей. Как будут развиваться события, пока тайна, но скоро мы узнаем все секреты. Поклонники и жанра, и Бондарчука в предвкушении; хейтеры, которых у Федора Сергеевича тоже изрядное количество, уже точат коготки о клавиатуру. Равнодушных нет.
Основные события фильма разворачиваются в Северном Чертаново, там же проходили и съемки фильма
Федор, как возникла идея фильма? Где вы нашли сценарий?
Началось все с моего знакомства с молодой и амбициозной студией "Водород" - с фильма "Призрак", где я снимался. Это было прекрасное время, проведенное на площадке вместе с продюсерами Мишей Врубелем и Сашей Андрющенко. Я таких людей очень ценю - с горящими глазами, с очень хорошим образованием и вкусом, с огромным опытом во всех сферах кинопроизводства, знающих мировое кино, но пытающихся сделать свое, оригинальное, не по кальке. Уж как много раз пытались сравнить наш "Призрак" и "Привидение" с Патриком Суэйзи, но это, конечно, две абсолютно разные картины.
Вот на этой студии "Водород" и лежал сценарий "Притяжения", буквально поразивший меня своей наглостью. Конечно, тарелки и раньше на Землю прилетали - в Лос-Анджелес в основном, иногда в Йоханнесбург, Лондон могут посетить, но чтобы в спальный район Москвы!.. (Смеется.) Это было лихо, я просто пожирал страницы. Там было главное, что меня всегда радует: непредсказуемость развития сюжета, невозможность предугадать драматические ходы. Казалось, не было границ фантазии.
Но это на бумаге. А перенести фантазии так же лихо на экран?
Мы живем во времени, когда границы наших возможностей уже практически стерты. При сегодняшнем уровне компьютерной графики в кино нет предела фантазии режиссера. И те люди, с которыми я работаю и хочу работать, молодые люди, не зажаты в рамки догм - они в прямом смысле меняют киноиндустрию и своими руками строят новую реальность. Вот это, пожалуй, главное, чем увлек меня сценарий. Невероятной смелостью. И я почувствовал азарт. Ну постойте, постойте, если вы лихо так написали, как, а самое главное, кто будет снимать кино?
То есть вы приняли вызов?
Я увидел здесь то, что меня интересует как режиссера, увидел сегодняшних людей и наши сегодняшние проблемы. Если убрать инопланетян, экзоскелеты, неопознанные летающие объекты, то эта история могла бы быть рассказана в блоке новостных программ. Она о том, что происходит, когда мы сталкиваемся с чем-то "неопознанным", другим - цветом кожи, сексуальной ориентацией, политическими или религиозными взглядами. Это история о терпимости и нетерпимости. О толерантности. Я не знаю, в тренде сегодня это слово или нет, но для меня оно важно.
Иными словами, вы сделали научно-фантастическую антиутопию. О катастрофе, которая произойдет завтра, если закрывать глаза на сегодняшнюю действительность.
Увы, не могу рассказать сюжет, но да, вы правы, антиутопия. Ну вы вспомните. Еще недавно мы читали совершенно невероятные сочинения фантастов о скорости коммуникаций, о возможности тотального контроля над человеческой жизнью, даже мыслями, и вот это произошло. Мы и сами уже не представляем свою жизнь без социальных сетей - мы в них попали! Так и один из главных героев фильма, которого играет Саша Петров, необратимо меняется под влиянием обстоятельств, а ведь он мог бы остаться человеком, гуманистом... А получилось все наоборот. Степень агрессии сегодня зашкаливает в людях, она просто кипит внутри и совсем не обязательно с инопланетянами встречаться, чтобы эту плотину прорвало. Мы же каждый день это видим и слышим.
Вы пессимистично настроены относительно наших перспектив?
Ну нет. Если бы я относился к жизни пессимистично, я бы кино не снимал. Мне есть чем заняться, получая от этого удовольствие и отстранив себя от мира, поверьте. Такой и внутренний, и внешний дауншифтинг. А меня жизнь будоражит и волнует, я за все переживаю, и именно поэтому у нас студия и огромное количество молодых людей, которые каждый день сюда приходят и получают от своего дела огромное удовольствие. И я рад этому, я вижу в них себя, это такая реинкарнация меня начала 90-х, когда все только начиналось.
Федор Бондарчук на съемках "Притяжения". В кадре с Никитой Кукушкиным
В "Притяжении" очень молодая команда. По какому принципу вы отбирали артистов?
Кастинг - прекрасный период, и он тоже про притяжение - притянуть нужных картине людей. Я посмотрел, кажется, всех артистов в возрасте 20-30 лет, которых предлагали кастинг-директора. И скажу, что это поколение артистов - оно великолепно. Они очень разные. Высокие бледные романтические герои, накачанные красавцы, субтильные ботаники, загадочные романтики, характерные героини, просто красавицы - но все они жутко талантливые. У меня были претендентки на главную роль, я был спокоен, но появилась Ира Старшенбаум, и она просто взяла и убрала всех остальных.
А что в Ире вас привлекло, что зацепило?
Химия. В том, как она существует в кадре, есть абсолютная достоверность и органика. Даже если мы репетировали в студии, где кроме белых стен ничего не было. Слезы, смех, любая интонация и эмоция - Ира все воспринимает в одну секунду. Когда мы уже ударили по рукам, я показал Ире эскизы комнаты ее героини в "Притяжении", и вдруг, в ответ, она мне показывает: "А это моя комната". Я обалдел! Это были два идентичных пространства. С одинаковыми стикерами, наклейками, значками, музыкой, плакатами. Их дуэт с Сашей Петровым сложился сразу, хотя на пробах они не встречались. Но то, что произошло на площадке, - просто взрыв.
Александр Петров и Ирина Старшенбаум в фильме "Притяжение"
Федор, вы всегда работаете с масштабными проектами. А не хочется снять камерную картину, мелодраму?
Хочется, но времени жалко. Честно скажу. Мир кинематографический, мейнстрим, так быстро меняется, так много всего предлагает, что хочется повоевать за большой экран. Вот если бы не спать, то я бы снял мелодраму. Но, так как приходится спать, к сожалению, пока не получается.
Совсем недавно вы начали сниматься у молодого режиссера Александра Молочникова в "Мифах о Москве", где вы играете продюсера. Жанр фильма - комедия, роль - самопародия, а над чем в профессии продюсера можно посмеяться?
Не над профессией, конечно, а над представлением аудитории о ней. О том, какой ты буржуин, который только и делает, что получает и распределяет какие-то немыслимые бюджеты. Как много он может, этот серьезный дядька с портфелем, с кучей охраны, идущий по жизни под звуки медных труб. Вот над этим остается только смеяться. Роль мне нравится, лишь бы талантливо получилось.
А у вас были ваши личные "медные трубы"?
Нет, этого испытания у меня, пожалуй, не было... Была одна история, я ее на всю жизнь запомнил. Мы всей семьей на даче, отец одним глазом смотрит программу по телевидению, там какой-то новогодний "огонек", и вот выступают артисты эстрадного жанра. И я позволил какую-то шуточку в их адрес по поводу профессии, занятий - и получил незамедлительно от отца по башке. Ничего такого неуважительного по отношению к людям, которые занимаются "легким жанром", я не сказал, но что-то вырвалось у меня, ироничное, с подтекстом, - это точно. И отец надавал сыну... Был у меня еще смешной эпизод у Дуни Смирновой и Татьяны Толстой в "Школе злословия". Я потом смотрел на себя в программе и думал: "Господи, откуда же такой пафос? Что это?!" Но это была, скорее всего, защита, такой период в жизни был. Это максимум с моими "медными трубами". Больше за собой я ничего не замечал.
Федор, а желание снимать большие фильмы с огромными моральными, физическими затратами, принимая на себя ответственность со всеми ее издержками, - связано это как-то с Сергеем Федоровичем Бондарчуком и с масштабом его картин?
Связано. Пытаясь идти своим путем, когда-то я начал с музыкальных клипов, с другого, непохожего, совершенно нового тогда, в 90-е. Могло, конечно, получиться по-разному, но получилось хорошо, я в этом преуспел. Мне предлагали запускаться с полнометражным фильмом, но время было такого "кооперативного" кино, и то, что предлагали, было категорически неинтересно. Дебют в кино у меня был достаточно поздний, в 38 лет, и решиться на него было трудно. Для этого нужна была сложнопостановочная картина, большой формат.
Мне важно было посвятить "9 роту" отцу. Поэтому говорить, что, мол, нет-нет, мое стремление к масштабному кино никак с ним не связано, будет неправдой. Себя-то не обманешь. Нет, я не в споре с отцом и не в конкуренции, но в разговоре каком-то, в диалоге - да. И еще эти детские впечатления от больших площадок, от того, что отец занимается такими фундаментальными, серьезными вещами, отношение к нему группы, кинематографистов. У нас никогда в семье не говорили "киношники", это считалось неуважением к профессии. Я не знаю этого слова, меня от него коробит. Мы кинематографисты - да. А "киношники" налетели саранчой и сняли не пойми что в экспедиции в Ялте. И я никогда себя киношником не назову.
Работа над проектом "Притяжение" началась весной 2013 года. Сначала была Идея. Творческой командой кинокомпании "Водород" был смонтирован атмосферный sizzle reel и написана сценарная заявка, в декабре 2013 состоялась встреча продюсеров кинокомпании "Водород" (Михаил Врубель и Александр Андрющенко) и продюсеров кинокомпании Art Pictures Studio (Фёдор Бондарчук и Дмитрий Рудовский), в ходе которой была достигнута договорённость о сотрудничестве. 1ая версия сценария появилась в декабре 2014, после чего продюсеры защищали проект на питчинге в Фонде Кино.
Далее были, as usual, второй, третий, пятый драфты сценария (Андрей Золотарёв и Олег Маловичко), а весной 2015 Фёдор Бондарчук дал своё решительное согласие на то, чтобы стать режиссёром "Притяжения". Запустился долгий и увлекательный этап препродакшена - кастинг, поиск локейшенов, всесторонняя подготовка, сами съёмки проходили с октября 2015 по апрель 2016. Команда "Стоп, снято" на съёмочной площадке означала вовсе не конец, а переход к этапу масштабного постпродакшена - с апреля по декабрь 2016, не покладая рук, над GCI-графикой трудились лучшие VFX-специалисты нашей страны, студия Main Road Post.
Музыку к "Притяжению" написал композитор Иван Бурляев, а заглавную песню "Closer" исполнила Паулина Андреева. И вот волнительный момент - фильм готов. И уже через 16 дней появится на больших экранах всех кинотеатров в стране. Вышесказанное - лишь очень краткий пересказ событий 3х-летней работы большой команды людей. Скоро придёт момент, когда все секреты будут рассекречены и мы расскажем вам больше.
26 января 2017-го на экраны выходит самая ожидаемая российская кинопремьера - фантастический блокбастер "Притяжение". В преддверии выхода фильма Федор Бондарчук рассказал HELLO! о том, зачем он спровоцировал прилет инопланетян в Москву, а также подвел личные итоги уходящего года. Представляем интервью с режиссером.
Фантастика по большому счету - самая что ни на есть реальность. Только сконцентрированная автором до такой степени, что наш привычный мир и связанные с ним рефлексии в один миг уничтожаются вновь открывшимися обстоятельствами. И человек остается один на один с собой в единственной точке выбора. Только ему решать, без всякой подсказки и помощи, где добро, а где зло, что такое любовь и вообще - как остаться человеком. Или не остаться? Такое тоже бывает.
Федор Бондарчук поставил вопрос радикально - он опустил на российскую столицу летающую тарелку. Удар пришелся по Северному Чертаново, и выглядит это так натурально, что хоть сейчас в экстренную сводку теленовостей. Как будут развиваться события, пока тайна, но скоро мы узнаем все секреты. Поклонники и жанра, и Бондарчука в предвкушении; хейтеры, которых у Федора Сергеевича тоже изрядное количество, уже точат коготки о клавиатуру. Равнодушных нет.
Основные события фильма разворачиваются в Северном Чертаново, там же проходили и съемки фильма
Федор, как возникла идея фильма? Где вы нашли сценарий?
Началось все с моего знакомства с молодой и амбициозной студией "Водород" - с фильма "Призрак", где я снимался. Это было прекрасное время, проведенное на площадке вместе с продюсерами Мишей Врубелем и Сашей Андрющенко. Я таких людей очень ценю - с горящими глазами, с очень хорошим образованием и вкусом, с огромным опытом во всех сферах кинопроизводства, знающих мировое кино, но пытающихся сделать свое, оригинальное, не по кальке. Уж как много раз пытались сравнить наш "Призрак" и "Привидение" с Патриком Суэйзи, но это, конечно, две абсолютно разные картины.
Вот на этой студии "Водород" и лежал сценарий "Притяжения", буквально поразивший меня своей наглостью. Конечно, тарелки и раньше на Землю прилетали - в Лос-Анджелес в основном, иногда в Йоханнесбург, Лондон могут посетить, но чтобы в спальный район Москвы!.. (Смеется.) Это было лихо, я просто пожирал страницы. Там было главное, что меня всегда радует: непредсказуемость развития сюжета, невозможность предугадать драматические ходы. Казалось, не было границ фантазии.
Но это на бумаге. А перенести фантазии так же лихо на экран?
Мы живем во времени, когда границы наших возможностей уже практически стерты. При сегодняшнем уровне компьютерной графики в кино нет предела фантазии режиссера. И те люди, с которыми я работаю и хочу работать, молодые люди, не зажаты в рамки догм - они в прямом смысле меняют киноиндустрию и своими руками строят новую реальность. Вот это, пожалуй, главное, чем увлек меня сценарий. Невероятной смелостью. И я почувствовал азарт. Ну постойте, постойте, если вы лихо так написали, как, а самое главное, кто будет снимать кино?
То есть вы приняли вызов?
Я увидел здесь то, что меня интересует как режиссера, увидел сегодняшних людей и наши сегодняшние проблемы. Если убрать инопланетян, экзоскелеты, неопознанные летающие объекты, то эта история могла бы быть рассказана в блоке новостных программ. Она о том, что происходит, когда мы сталкиваемся с чем-то "неопознанным", другим - цветом кожи, сексуальной ориентацией, политическими или религиозными взглядами. Это история о терпимости и нетерпимости. О толерантности. Я не знаю, в тренде сегодня это слово или нет, но для меня оно важно.
Иными словами, вы сделали научно-фантастическую антиутопию. О катастрофе, которая произойдет завтра, если закрывать глаза на сегодняшнюю действительность.
Увы, не могу рассказать сюжет, но да, вы правы, антиутопия. Ну вы вспомните. Еще недавно мы читали совершенно невероятные сочинения фантастов о скорости коммуникаций, о возможности тотального контроля над человеческой жизнью, даже мыслями, и вот это произошло. Мы и сами уже не представляем свою жизнь без социальных сетей - мы в них попали! Так и один из главных героев фильма, которого играет Саша Петров, необратимо меняется под влиянием обстоятельств, а ведь он мог бы остаться человеком, гуманистом... А получилось все наоборот. Степень агрессии сегодня зашкаливает в людях, она просто кипит внутри и совсем не обязательно с инопланетянами встречаться, чтобы эту плотину прорвало. Мы же каждый день это видим и слышим.
Вы пессимистично настроены относительно наших перспектив?
Ну нет. Если бы я относился к жизни пессимистично, я бы кино не снимал. Мне есть чем заняться, получая от этого удовольствие и отстранив себя от мира, поверьте. Такой и внутренний, и внешний дауншифтинг. А меня жизнь будоражит и волнует, я за все переживаю, и именно поэтому у нас студия и огромное количество молодых людей, которые каждый день сюда приходят и получают от своего дела огромное удовольствие. И я рад этому, я вижу в них себя, это такая реинкарнация меня начала 90-х, когда все только начиналось.
Федор Бондарчук на съемках "Притяжения". В кадре с Никитой Кукушкиным
В "Притяжении" очень молодая команда. По какому принципу вы отбирали артистов?
Кастинг - прекрасный период, и он тоже про притяжение - притянуть нужных картине людей. Я посмотрел, кажется, всех артистов в возрасте 20-30 лет, которых предлагали кастинг-директора. И скажу, что это поколение артистов - оно великолепно. Они очень разные. Высокие бледные романтические герои, накачанные красавцы, субтильные ботаники, загадочные романтики, характерные героини, просто красавицы - но все они жутко талантливые. У меня были претендентки на главную роль, я был спокоен, но появилась Ира Старшенбаум, и она просто взяла и убрала всех остальных.
А что в Ире вас привлекло, что зацепило?
Химия. В том, как она существует в кадре, есть абсолютная достоверность и органика. Даже если мы репетировали в студии, где кроме белых стен ничего не было. Слезы, смех, любая интонация и эмоция - Ира все воспринимает в одну секунду. Когда мы уже ударили по рукам, я показал Ире эскизы комнаты ее героини в "Притяжении", и вдруг, в ответ, она мне показывает: "А это моя комната". Я обалдел! Это были два идентичных пространства. С одинаковыми стикерами, наклейками, значками, музыкой, плакатами. Их дуэт с Сашей Петровым сложился сразу, хотя на пробах они не встречались. Но то, что произошло на площадке, - просто взрыв.
Александр Петров и Ирина Старшенбаум в фильме "Притяжение"
Федор, вы всегда работаете с масштабными проектами. А не хочется снять камерную картину, мелодраму?
Хочется, но времени жалко. Честно скажу. Мир кинематографический, мейнстрим, так быстро меняется, так много всего предлагает, что хочется повоевать за большой экран. Вот если бы не спать, то я бы снял мелодраму. Но, так как приходится спать, к сожалению, пока не получается.
Совсем недавно вы начали сниматься у молодого режиссера Александра Молочникова в "Мифах о Москве", где вы играете продюсера. Жанр фильма - комедия, роль - самопародия, а над чем в профессии продюсера можно посмеяться?
Не над профессией, конечно, а над представлением аудитории о ней. О том, какой ты буржуин, который только и делает, что получает и распределяет какие-то немыслимые бюджеты. Как много он может, этот серьезный дядька с портфелем, с кучей охраны, идущий по жизни под звуки медных труб. Вот над этим остается только смеяться. Роль мне нравится, лишь бы талантливо получилось.
А у вас были ваши личные "медные трубы"?
Нет, этого испытания у меня, пожалуй, не было... Была одна история, я ее на всю жизнь запомнил. Мы всей семьей на даче, отец одним глазом смотрит программу по телевидению, там какой-то новогодний "огонек", и вот выступают артисты эстрадного жанра. И я позволил какую-то шуточку в их адрес по поводу профессии, занятий - и получил незамедлительно от отца по башке. Ничего такого неуважительного по отношению к людям, которые занимаются "легким жанром", я не сказал, но что-то вырвалось у меня, ироничное, с подтекстом, - это точно. И отец надавал сыну... Был у меня еще смешной эпизод у Дуни Смирновой и Татьяны Толстой в "Школе злословия". Я потом смотрел на себя в программе и думал: "Господи, откуда же такой пафос? Что это?!" Но это была, скорее всего, защита, такой период в жизни был. Это максимум с моими "медными трубами". Больше за собой я ничего не замечал.
Федор, а желание снимать большие фильмы с огромными моральными, физическими затратами, принимая на себя ответственность со всеми ее издержками, - связано это как-то с Сергеем Федоровичем Бондарчуком и с масштабом его картин?
Связано. Пытаясь идти своим путем, когда-то я начал с музыкальных клипов, с другого, непохожего, совершенно нового тогда, в 90-е. Могло, конечно, получиться по-разному, но получилось хорошо, я в этом преуспел. Мне предлагали запускаться с полнометражным фильмом, но время было такого "кооперативного" кино, и то, что предлагали, было категорически неинтересно. Дебют в кино у меня был достаточно поздний, в 38 лет, и решиться на него было трудно. Для этого нужна была сложнопостановочная картина, большой формат.
Мне важно было посвятить "9 роту" отцу. Поэтому говорить, что, мол, нет-нет, мое стремление к масштабному кино никак с ним не связано, будет неправдой. Себя-то не обманешь. Нет, я не в споре с отцом и не в конкуренции, но в разговоре каком-то, в диалоге - да. И еще эти детские впечатления от больших площадок, от того, что отец занимается такими фундаментальными, серьезными вещами, отношение к нему группы, кинематографистов. У нас никогда в семье не говорили "киношники", это считалось неуважением к профессии. Я не знаю этого слова, меня от него коробит. Мы кинематографисты - да. А "киношники" налетели саранчой и сняли не пойми что в экспедиции в Ялте. И я никогда себя киношником не назову.
Рекомендуем:
Кинотеатры: «Неделя детского кино»
ОЦНК Салехард: Окружной киномарафон «Наше кино»
Выставки: Коми-Зыряне: притяжение севера
Фильмы: Воин
Театры: Роботы — о настоящем человеке
ОЦНК Салехард: Окружной киномарафон «Наше кино»
Выставки: Коми-Зыряне: притяжение севера
Фильмы: Воин
Театры: Роботы — о настоящем человеке
Популярные фильмы в кинотеатрах
Однажды в… Голливуде
ТВ актер Рик и его дублер пытаются найти свое место в стремительно меняющемся мире киноиндустрии.